Мифы об элитном кофе

Мифы об элитном кофе

Копи лювак, блю маунтин и другие

Что такое элитный кофе? Исходя из словаря синонимов, «элитный» значит отборный, первоклассный, эксклюзивный. В «Словаре кофе» Максвелла Колонна Дэшвуд понятия «элитный кофе» нет. Если в поисковую строку Яндекса вбить это словосочетание, то первые пять позиций занимают вполне ожидаемые названия — блестящий пример работы маркетологов. Давайте разберём каждый из них.
 

Копи Лювак (Индонезия)

Копи Лювак считают одним из самых дорогих сортов кофе в мире. Его происхождение вас сильно удивит, поскольку он проходит обработку нетипичным способом — в пищеварительном тракте животного лювак (малайская пальмовая куница или мусанг), для которых кофейные ягоды — это часть рациона.

Мусанги в естественных условиях едят самые спелые и сочные кофейные ягоды. Непереваренное зерно вместе с экскрементами выходит наружу. Его собирают, отмывают, сушат и обжаривают. Получается довольно экзотичный кофе с необычной историей, что весьма привлекательно для рынка и потребителей.

Первые упоминания о таком кофе появились в 50-х годах прошлого века, когда кофейные плантации быстро распространялись по территории Индонезии и создавались в местах, где исторически обитали мусанги. Позднее Индонезия и другие азиатские страны, где обитают эти животные, такие как Вьетнам, сделали этот кофе туристической достопримечательностью. Широкую известность среди кофейных энтузиастов того времени этот кофе получил в 80-х годах.

История оказалась более чем успешной в коммерческом плане, но это привело к неприятным последствиям. Животных начали отлавливать и сажать в клетки, кормить всеми ягодами подряд. При этом Копи Лювак никогда не получал высоких оценок на слепых каппингах.

Вкусоароматические характеристики кофе — это всегда следствие целого комплекса факторов — терруар, разновидность, способ обработки. Копи лювак, с технической точки зрения, всего лишь ферментация кофе в анаэробной среде, что встречается в мире кофе и без участия животных. Поэтому столь экзотичная обработка не гарантирует уникальный вкус. Плюс ко всему, высокие цены провоцируют подделки.

«На средства, которые вы потратите на этот кофе, можно купить потрясающий кофе от лучших мировых производителей. Да и производство его противоестественно и не эстетично», так считает Джеймс Хоффманн, автор Всемирного Атласа кофе.
 

Жаку Бёрд (Бразилия)

Жаку Бёрд (Jacu) — южноамериканский вариант кофе, ферментированного внутри пищеварительной системы. В регионах Бразилии, где обитает птица Жаку — местный представитель отряда куриных, несколько ферм решили делать бизнес на столь заманчивой кофейной истории. Птицы поедают спелые кофейные ягоды с деревьев. Мякоть переваривается, а зёрна выводятся естественным образом с помётом.

Работники фермы собирают помёт, промывают зёрна, сушат и продают. По аналогии с Копи Лювак, выдающийся вкус невозможно получить благодаря пищеварению птицы. Вкус — это более сложный набор условий.
 

Блэк Айвори (Таиланд)

После Копи Лювак и Жаку нас уже вряд ли удивишь, но в одном из заповедников в Таиланде придумали ещё куда более необычную историю. Кофейные ягоды скармливают слонам и далее по уже отработанной схеме. Кофейные зёрна не перевариваются и выходят с экскрементами. Работники их отмывают, сушат и продают.


 

Bat Geisha (Коста-Рика)

Схожая история с участием животного, но на этот раз обошлось без ферментации кофейных ягод в пищеварительном тракте. Летучая мышь надкусывает кофейную ягоду и съедает всю мякоть, а зерно остаётся на ветке и продолжает сушиться. По сути, летучая мышь запускает процесс ферментации и, как результат, мы получаем кофе смешанной обработки (что-то среднее между натуральной и хани). И здесь всё дело не в пищевом поведении летучей мыши, а в запуске ферментации при повреждении кожицы кофейной ягоды.


 

Блю Маунтин (Ямайка)

Один из сортов разновидности типика, регион Блю Маунтин. Кофе данной разновидности считали синонимом дорогого изысканного кофе, а Голубую гору возвели в статус легендарной. Его новая репутация переоценённого продукта сформировалась не так давно. Отличный пример того, как продуманная рекламная кампания бывает важнее качества чашки. У этого кофе был пик популярности, когда трудно было достать хорошо обработанный кофе. В наши дни он не может конкурировать по качеству с лучшим кофе класса спешелти.

Практически весь урожай выкупает Япония, поэтому встретить его крайне сложно. Часто встречаются подделки. Только кофе, сертифицированный Палатой кофейной промышленности Ямайки, может использовать зарегистрированный товарный знак Ямайка Блю Маунтин. Чтобы избежать подделок, на острове создан список уполномоченных производителей и экспортёров, которые продают подлинный кофе Blue Mountain. Палата также на каждую бочку кофе ставит штамп Specialty Jamaica Blue Mountain.

Ради справедливости отметим, что у кофе данного сорта действительно выше вкусовой потенциал, чем у остальных участников нашего списка. Однако в каппингах его оценка обычно не превышает 85–86 баллов, при этом его стоимость действительно очень высока. За те же деньги можно купить более выдающийся кофе.
 

Заключение

Все «элитные» сорта кофе объединяет своя «уникальная» история, созданная находчивыми маркетологами. Как следствие — завышенная цена, не привязанная к качеству продукта. Элитность в отношении вышеперечисленных сортов кофе не подразумевает качество, а воплощает идею редкого продукта, который доступен немногим.

источник

Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>